В XXI в. мировое сообщество вошло с проблемами, возникшими в связи со строительством США в конце ХХ в. однополярного мира. В глобализме по американски мир един потому, что с 1994 г. (Бретон-Вудские соглашения) USD един в качестве меры стоимости товаров международной торговли и учётной единицы мирового богатства. Других резервных валют, способных конкурировать с USD, на горизонте не наблюдалось.
На этом международном фоне возникла идея создать из стран незападных цивилизаций альтернативный полюс мировой политики, противостоящий проекту глобализации по–американски. Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. усиливал идею поиска альтернатив существующему миропорядку. Государства Бразилия, Россия, Индия, Китай во время кризиса обладали иными механизмами управления экономикой, которые в некоторых случаях отличались эффективностью к выживанию. Это было примером подражания для других.
Априори было понятно: очевиден проигрыш стран, желающих создать объединение «на великой шахматной доске» мировой политики даже с учётом быстрого создания надгосударственного механизма сотрудничества. Запад уже давно приобрёл концептуальное единство. А БРИК в начале пути и имел противоречия с разнонаправленными интересами. Однако, названные государства - ищущие страны, в них ещё нет догматизма Запада и в этом пер спектива.
В XXI в. мировое сообщество также вошло с нерешёнными проблемами
минерально-сырьевых перспектив. На международных минерально-сырьевых
рынках проблемы возникают часто и по разным причинам усугубляются вопреки прогнозам. Причина одна – ежегодно растущий дефицит природных ресурсов. Результаты многолетних геологических исследований подтвердили гло бальную природную неравномерность размещения по вертикали и латерали из вестных видов полезных ископаемых, которые в настоящее время имеют суммар ную оценку потенциальной ценности.